О творчесте художника Евгения Ципулина
Одна из отличительных особенностей нашего времени - полная раскованность в художественном творчестве. Художник волен творить вне видовых и жанровых ограничений, нет запретных тем, техник и способов самовыражения.
Постмодернистское сознание приучило его адептов, а через них и широкие массы культурной общественности к всеядности в использовании всего арсенала прошлых культур, стилей, манер. Не следование какой-либо одной традиции, выбранной сознательно, а осмысленный или на уровне подсознания конгломерат из реминисценций, осколков, отдельных приемов, языковых заимствований – таковой видится обща картина сегодняшней художественной жизни.
Развитие видео-арта и клиповое мышление, завоевывающее все новые пространства, виртуальные миры, чье воздействие на сферу визуальных искусств уже неоспоримо, создают тот дополнительный фон, не учитывать которого художник не может.
Тут возникает проблема устойчивости автора и ко всем этим влияниям, и ко всем иным, скажем так, материального характера коллизиям.
Возможны различные варианты решения этих проблем. Психологическая разгрузка и удовлетворение собственных амбиций, отработка точного рыночного заказа и отход в собственный иллюзорный мир, уход в актуальное искусство и в национально-патриотическое жизнестроение.
Всяк волен выбирать.
Обо всем этом невольно размышляешь, обращаясь к творчеству Евгения Ципулина.
Кто он – Е.Ципулин? Реставратор или живописец, дизайнер или график?
Данные художественной биографии и список работ говорит о том, что он выступает в разных ипостасях. Причем он не пробует себя там или тут. Он не дилетант во всех этих областях творчества - а профессионал и по образованию, и по сфере деятельности. Возможно где-то он сильнее, удачнее, органичней, где-то менее уверен, вторичен.
Но художника потребно судить по его произведениям, а не только по его заявкам и манифестам. Навыки ремесла, полученные в годы учебы Е.Ципулина, получили за многие годы работы уверенное претворение в произведениях, а особый, реставраторский, подход к изделию прошлых веков (он реставрировал деревянные иконостасы) воспитал у него не только своеобразный пиетет перед историческим пластом культуры и анонимным, порой, автором, но и ощущение если не конгениальности, то способности приближаться к оригиналу.
Отсюда у художественной натуры потребность попробовать себя в оригинальном творчестве – живописи и графике.
Трудно пока говорить о сложившейся индивидуальной живописной манере Е.Ципулина. Скорее он находится на стадии ее обретения. Хотя отдельные ее составляющие уже отчетливо видны. Он много пробует, варьирует живописно-пластический язык.
Поэтому яркая, открытая декоративность отдельных произведений Е.Ципулина сменяется более сдержанными нюансировками дополнительных тонов в других, а подчеркнутая скульптурность женских фигур оттеняется проплывающими за завесой «дождя» эфемерными в своей нереальной красоте созданиями – сказочными рыбами.
У Е.Ципулина есть несколько тем, которые он с удивительной настойчивостью разрабатывает, возвращаясь к найденному мотиву, то уточняя его, то внося в него новые элементы.
Как говорит сам художник: «Основной темой, доминантой в моем творчестве становится женщина во всех своих ипостасях. Женщина как символ жизни и любви, а главное как символ красоты», и добавляет: «Женщина – частичка космоса, поэтому в моих работах они всегда плывут, летят, парят, мерцают и растворяются. И в пространство я их помещаю не земное, а космическое.»
И действительно, в ряде его живописных композиций нет верха и низа в общепринятом понимании, а обнаженные тела держатся в пространстве картин силой творческого воображения и брутальной эманацией женского начала.
Традиционные сюжеты – похищении Европы, Леда получают у Е.Ципулина современное звучание, а присутствие в полотнах ласкающихся животных, рыб, птиц раздвигают представление о живописной сущности бытия.
Эти работы отличает упругая ритмика линий, прихотливые изгибы форм, брутальность и неприкрытый эротизм в восприятии натуры.
Большая серия работ Е.Ципулина посвящена рыбам. Их загадочная красота трактуется художником с известной долей «портретности». И дело не в узнаваемости пород, а в той средовой органичности в какой существует его фауна. К тому же они дают богатую возможность декоративного решения композиции, эффективного цветового и ритмического построения, игры фактурами.
Правда, порой в ряде работ начинает довлеть однажды найденный живописный прием – своеобразная штриховка светлыми нитями, далеко не всегда обусловленная чисто художественной необходимостью.
Интересны у Е.Ципулина натюрморты с цветами. Это скорее не чисто натюрморты, а «выбранные» художником из окружающей среды, крупно поданные и любовно выписанные, изысканные и нежные, особо им любимые ирисы.
Вещные натюрморты Е.Ципулина более спокойны, более статичны. В них меньше бравурных цветовых сопоставлений, соотношение масс предметов не столь динамично.
Живописные произведения Е.Ципулина, в силу их цветовой насыщенности, своеобразной тектоники композиции, фрагментарности построения логично соединяются в серии и могут хорошо выполнять роль декоративных акцентов современного интерьера. Они активно взаимодействуют с окружающим пространством, внося в него необходимый элемент теплоты человеческих чувств и эмоций.
Графика Е.Ципулина более салонна. Оглядка на модерн порой чрезмерна. Любовь к тонкому контуру, прихотливой перьевой линии, свободному росчерку, за которым угадывается тонкость глаза и твердость руки, удачно ложится на избранные сюжеты. Обилие интимных сцен, причем во всем спектре гетеро- и однополых любовных отношений, в большой графической серии прочитываются как гимн жизни, где секс, как проявление человеческих чувств, занимает немаловажное место.
Хотя за этой серией и видится некая, уже наработанная, легкость в композиции, рисунке, отчего наращивание количества листов в ней как бы бесконечно, она заслуживает внимания и по своим эстетическим достоинствам и как пример современного «альбомного» творчества.
Е.Ципулин продолжает активно работать и выставляться. Можно надеяться, что впереди у него новые находки, новые открытия.
В.И.Перфильев.
Искусствовед, член Ассоциации критиков и искусствоведов, член Союза художников России. |